20:43 26.04.2017
Анастасия Бузько опубликовала запись

Театр "Ромэн" и его артисты

Как цыгане связаны с футболом, почему из театра пропадают актрисы, кого считают цыганским секс-символом и как должна кружиться цыганка, рассказала литературный и театральный критик Наталья Старосельская

Пение, танцы и музицирование были одними из традиционных занятий так называемых «русских цыган», или «русска рома». В конце XVIII — начале
XIX века в разных городах России стали создаваться цыганские хоры, многие из которых сделались очень популярными. В середине XIX века, когда право организации любых зрелищных мероприятий в Москве и Петербурге стало монополией императорских театров, цыганским хорам пришлось ограничиться ресторанами и трактирами. Многие остались в ресторанах и после 1882 года, когда монополия была отменена. В годы НЭПа цыганские хоры снова появились в театрах, концертных залах и на садовых эстрадах, но в конце 1920-х годов все это фактически оказалось под запретом, большинство цыганских хоров распалось, а сохранившимся оставалось только выступать в провинциальных клубах и дешевых ресторанах. В то же время советская власть изначально провозгласила своей целью поддержку культуры коренных и малочисленных народов. Эта национальная политика затронула и цыган: в СССР открылись цыганские школы, детские сады, кружки по ликвидации безграмотности, педагогический институт, были изданы цыганская грамматика и буквари, на цыганском языке выходило множество книг и брошюр (по большей части пропагандистских) и два журнала. В начале 1931 года в Москве открылась театральная студия «Индо-Ромэн», уже в конце года превратившаяся в полноценный цыганский театр. В конце 1930-х годов национальная политика СССР резко изменилась: все начинания, касавшиеся поддержки национальных культур, были свернуты. Единственным цыганским начинанием, пережившим русификацию и борьбу с «буржуазным национализмом», оказался театр «Ромэн».

Рассказ о знаменитых спектаклях театра «Ромэн»

О «Ромэне», МХАТе и футбольном клубе «Спартак»

Вся российская культура XIX — первой половины ХХ века пронизана цыганской романтикой. Многие цыгане, люди поющие, танцующие, артистичные, конечно, хотели очутиться на сцене, посвятить себя актерскому делу,
а не только плясать в ресторанах. И в 1930-х годах возникла идея создания цыганского театра — сначала в виде студии
. Прослышав об этом, цыгане стали съезжаться в Москву из самых разных концов страны. Вскоре студию преобразовали в театр «Ромэн», и в 1937 году у его руля встал Михаил Яншин, известнейший артист МХАТа. В «Ромэн» он попал через свою жену — знаменитую Лялю Черную  . Это была фантастической красоты женщина и большого таланта, с изумительным голосом. Даже от ее фотографий исходит что-то магическое. В разное время она была женой разных выдающихся актеров — Ивана Рома-Лебедева  , Евгения Весника и Николая Хмелева . Яншин стал учить цыган мхатовскому актерскому мастерству и принес в театр классическую русскую литературу. У них бывали не только спектакли, но и концерты и творческие вечера. Поскольку все это было невероятной экзотикой, театр сразу стал пользоваться огромным успехом.

Есть масса историй о том, как в доме Черной и Яншина собирался целый табор, как они пели, танцевали и веселились — и вместе с ними мхатовские артисты, которые высоко ценили цыганское искусство.

Кроме мхатовской компании c «Ромэном» был связан футбольный клуб «Спартак». Дело в том, что Ольга — одна из сестер Кононовых  , знаменитых артисток первого набора, — вышла замуж за легендарного футболиста, одного из основателей клуба «Спартак» Андрея Старостина. С тех пор клуб «Спартак» считал театр «Ромэн» своим, футболисты обязательно приходили на все премьеры. К сожалению, впоследствии судьба семьи сложилась трагически: Старостина на 10 лет отправили в ГУЛАГ за измену Родине  , и его жене Ольге
с дочерью пришлось тяжко  .

О худруке Николае Сличенко

Николай Сличенко в «Голубом огоньке»

В 1960-х годах всех артистов «Ромэна» затмил Николай Сличенко. В 1977 году он стал главным режиссером, а потом и художественным руководителем театра «Ромэн» и остается им по сей день. В 1970-х годах не было ни одного правительственного концерта, в котором бы не пел Сличенко, ни один «Голубой огонек» не обходился без него. Он был популярен немыслимо. Вся Москва, как обезумевшая, бегала на спектакль «Живой труп»: сам Сличенко играл Федора Протасова, а лучшие его цыганки играли Машу и хор. Тогда же в театре появились совсем еще молодые актрисы: Ирина Некрасова и Ирэна Морозова  , которые играют до сих пор, став уже народными артистками.

Актер театра «Ромэн» Валентин Баглаенко

Об актрисе Ирэне Морозовой

Мать Ирэны Морозовой мечтала учиться, получить серьезное образование
и потому где-то в конце 1940-х — начале 1950-х годов бежала от своего мужа
из табора в Москву, взяв с собой совсем маленькую дочку. По ее словам, она хорошо помнит, как босиком бежала вместе с мамой в никуда. В Москве мама поступила в химический институт и стала химиком. Пока она училась, ей надо было как-то зарабатывать, поэтому по вечерам она танцевала в ресторанах. Как рассказывает сама Ирэна, ее мать была потрясающей танцовщицей. Ирэна еще девочкой говорила: «Мама, я никогда не смогу танцевать, как ты». На что та ей отвечала: «Зато я никогда не сумею петь, как ты». Когда Ирэна выросла
и сказала, что хочет быть актрисой, мать, конечно, запретила: ни за что
и никогда, надо получить серьезную профессию, перестраиваться на новые порядки, жить иначе, чем привыкли цыгане. В итоге Ирэна сначала поступила
в иняз на французское отделение, но вскоре бросила учебу и все же пришла поступать в «Ромэн».

Когда на прослушивании ее спросили: «Что вы будете петь?» — она ответила:
«Я спою вам песню «Осенние листья» на французском языке». Образование
не прошло даром. Николай Алексеевич Сличенко сел к роялю ей аккомпанировать, и она исполнила песню из репертуара Ива Монтана,
которая тогда была в России очень популярна. Ее, конечно, приняли, она очень красивая, артистичная женщина. Но главное, у Ирэны Морозовой действительно уникальный голос. И даже так называемая «белая цыганка» Изабелла Юрьева благословила Морозову на исполнение своего репертуара.
До Ирэны Юрьева никогда никому не давала этого права. И на всех спектаклях,
в которых была занята Ирэна Морозова, на всех концертах, в Доме актера,
в Доме работников искусств, Юрьева, крохотного роста, сухонькая старушка, сидела в первом ряду, даже когда ей было уже за девяносто. Ирэна несколько раз пыталась вытащить Юрьеву на сцену и уговаривала спеть вместе, но та всегда ей отвечала: «Деточка, ну это же не моя тональность, я не могу в ней петь».

О цыганских актерских династиях

Отрывок из передачи о цыганской династии Волшаниновых

Одна из особенностей «Ромэна» — распространенные, как ни в каком другом театре, актерские династии. Люди, приехавшие в Москву из разных концов страны, здесь в основном варились в собственном соку. Они женились между собой, рожали детей, которых оставлять дома было особенно не с кем, поэтому детей таскали на репетиции и спектакли. Дети росли за кулисами, учились петь и танцевать и в итоге оставались в театре. Я помню, что, когда первый раз зашла за кулисы этого театра, у меня было ощущение, что я попала в детский сад. «Ромэн» — это настоящий театр-дом и театр-быт.

Цыганский свадебный обряд на сцене театра «Ромэн»

Пример — известная цыганская династия Жемчужных. Многие слышали эту фамилию, потому что супруги Катя и Георгий  снимаются в кино. Если на экране нужна какая-нибудь экзотическая цыганка — это непременно либо Ирэна Морозова, либо Катя Жемчужная; когда нужен боевой цыган — это Георгий Жемчужный. Так, в фильме «Карнавал»  Катя играет цыганку Карму,
а ее грозный муж — это как раз Георгий. Их дочь Ляля Жемчужная  — тоже замечательно талантливая молодая актриса. Специально для нее Георгий написал пьесу на основе «Собора Парижской Богоматери»  , которая сейчас идет в театре с большим успехом.

О заграничных гастролях

Раньше у театра часто бывали гастроли. Перестали ездить они только
в 1990-х годах. С этим связана забавная история. Так сложилось, что после каждых гастролей обязательно какой-нибудь миллионер женился на одной из актрис цыганского театра. Так, например, исчезла из труппы совершенно уникальная актриса Соня Тимофеева, невестка Ляли Черной, — я ее еще помню в театре. По слухам, во время гастролей какой-то барон уговорил ее остаться то ли в Австрии, то ли в Англии. И в одном из интервью Сличенко в шутку сказал: «Нет, в ближайшие годы мы на гастроли не поедем: я не хочу остаться без актрис».

Песня «Бродяга» в исполнении Ляли Черной из кинофильма «Последний табор»

О гаданиях

Некоторое время назад в театре работала завлитом женщина по имени Галина Андреевна. Она пользовалась славой потрясающей гадалки. Это была величественная дама, крашенная в блондинку, она всегда ходила в шляпах — когда Галина Андреевна появлялась в театре, все обращали на нее внимание. Если ей хотелось погадать человеку — она гадала, если не хотелось — заставить ее было невозможно. Однажды я ей попалась под горячую руку, она буквально схватила меня за шкирку и сказала: «Я должна сегодня вам все сказать».
Я начала было отнекиваться: а может, не надо, может, не стоит. Но она сказала: нет, я должна. И абсолютно все, что она мне нагадала — о работе, о семье,
о друзьях, — сбылось в следующие семь лет до мельчайших подробностей.

Однажды я делала большое интервью со Сличенко для журнала «Театр». И вот уже под конец говорю: «Николай Алексеевич, можно я вам задам один вопрос? Если не захотите — не отвечайте». Он говорит: «Давайте». — «Скажите, все-таки что касается гадания и цыганской магии, есть ли под этим какая-то основа, или это все фантастика?» «Ну, понимаете, как вам сказать…» — начал он, и вдруг, в эту секунду, диктофон отключился. Мы крутили мой кассетник и так и этак, Сличенко вызвал двух ребят из своего радиоцеха — те тоже крутили его по-всякому, но в итоге сказали: «Мы ничего не понимаем, не работает — и все тут». Тогда я говорю: «Ну, значит, Господь Бог не хочет, чтобы я задавала этот вопрос». И в этот момент диктофон включился. Больше я судьбу искушать не стала и вопрос свой не повторяла.

О современном театре «Ромэн»

Конечно, «Ромэн» — театр на любителя. И сегодня этих любителей практически нет. Романтика нынче не в моде. Герою «Ромэна» нельзя просто признаться в любви героине: он обязательно должен ей спеть о своих чувствах, и спеть так, чтобы весь зал подключился. Поэтому на сцене актер не обращается к другому актеру, как в обычном театре, — он выходит со своими чувствами к залу. «Ромэн» — это сочетание русского психологического театра и театра глубоко национального. В цыганском театре нельзя все выразить жестом — только песней и танцем, причем таким, когда уже ноги не могут стоять, голос не может оставаться в горле. Эмоция должна обязательно перехлестывать, быть максимально выразительной, пускай даже на грани пошлости.

Конечно, сегодня в театре играют не только цыгане, в труппе есть и армяне,
и евреи, но цыган все-таки больше. Помню, как-то я сказала Сличенко: «Николай Алексеевич, а я вижу, кто у вас настоящие цыганки на сцене, а кто нет, по одному простому движению». Он спрашивает: «Плечиками когда трясут?» Нет, говорю, плечиками уже все научились. А вот когда они кружатся
в танце и садятся: если это цыганка, у нее юбка сама ровным кругом раскладывается по сцене, а если не цыганка, то она обязательно ее в каком-то месте поправит. Театральные цыгане — это современные люди. Они хорошо воспитаны, прекрасно говорят, умеют себя вести в обществе, но вы никогда не увидите у них скованных движений. Мы сядем в кресло и начнем припоминать: спину нужно выпрямить, голову поднять — а они так садятся от природы.

Цыганский танец в исполнении актрис театра «Ромэн»

Сейчас в репертуаре театра — классические пьесы, но их выбирают так, чтобы
в сюжете была какая-то привязка к цыганской теме. В «Очарованном страннике» Лескова — цыганка Грушенька. В «Колоколах любви» — цыганка Эсмеральда. По знаменитой оперетте «Дон Сезар де Базан» играют спектакль «Графиня-цыганка». По мотивам произведений Лорки о цыганах Жемчужный сделал фантазию «Колдовская любовь». Кроме того, на протяжении чуть ли не сорока лет в «Ромэне» играют спектакль, который они сами называют своей визитной карточкой, — «Мы — цыгане». Это такое ревю о цыганской истории: все начинается с Индии, потом они раcходятся по всему миру, и зрителям показывают разные обычаи, песни и танцы, приобретенные в тех странах, куда попадали цыгане. И наконец, все герои собираются в некую единую цыганскую семью. В финале на сцену выходит Николай Алексеевич Сличенко, все поют цыганские романсы, популярные в России. С этим спектаклем «Ромэн» объездил весь мир, и успех везде был ошеломляющий. 

Цыганский танец. Из архивов театра «Ромэн»

Голосовать +3
Просмотров: 268
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Подарки

Войти