18:32 16.02.2018
Виктор Старков опубликовал запись

Как воспитывали сыновей в крестьянских семьях 100 лет тому назад: Что умел делать мальчик до 14 лет

Деревенские мальчики.(1936). Автор:Николай Петрович Богданов-Бельский

На Руси приобщение детей к посильному крестьянскому труду проводилось по традиционным принципам, возникшим много веков тому назад. Пословицы: «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит», или же «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается»,— имели под собой веское основание. И поэтому навыки к деревенскому труду входили в плоть и кровь ребенка с раннего детства.


Крестьянский мальчик. Автор: Константин Маковский.

Крестьянский мальчик. Автор: Константин Маковский.



Ни для кого не секрет, что крестьяне издавна отдавали предпочтение рождению в семье мальчика. Это было связано в первую очередь с тем, что выросший сын, как правило, оставался при родителях и воспринимался как реальный работник и помощник в старости. Дочка же, выйдя замуж, должна была покинуть отчий дом и считалась лишним ртом в семье. В народе веками бытовали поговорки: «Мальчик родится на подмогу, девочка – на потеху», «Растить дочку – что лить в пустую бочку».

 Портрет девочки. Автор: Харитон Платонов.

Портрет девочки. Автор: Харитон Платонов.



Однако родительское наставничество на путь истинный своего потомства, в лице будь то сыновей или дочерей, свято выполнялось и отцом и матерью. Основной ролью которых во все времена была защита, воспитание и обучение своих детей, согласно традициям и обрядам, пришедшим из глубины веков. Дабы могли их дети достойно войти во взрослую жизнь.

Крестьянские дети в поле. (1820). Автор:Алексей Венецианов.

Крестьянские дети в поле. (1820). Автор:Алексей Венецианов.



Немаловажным фактором считалось и то, что переходный возраст ребенка еще столетие тому назад измерялся семилетиями. В первые семь лет его ласково называли — «дите», «младень», «кувяка». А в последующие мальчика называли "отроком", а девочку — «отроковицей». В это время мальчишки уже начинали носить штаны, а девочки — длинные девичьи рубахи.

Виртуоз. (1891). Автор: Николай Петрович Богданов-Бельский.

Виртуоз. (1891). Автор: Николай Петрович Богданов-Бельский.



И уже к концу второй семилетки дети владели всеми навыками, которые были необходимы для самостоятельной жизни. Так после исполнения четырнадцати лет парень становился "правой рукой отца", он мог заменить его в любой работе и по дому, и в поле. А девушка – полноценной помощницей своей матери.

Автор: Николай Богданов-Бельский.

Автор: Николай Богданов-Бельский.



Свой взгляд был у наших предков и на вопросы послушания, когда детям преподносили науку подчиняться воле старших в семье. Еще с языческих времен в крестьянский быт глубоко вошла традиция почитания детьми родителей. "Когда служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил".

 «В церкви». Автор: Николай Богданов-Бельский.

«В церкви». Автор: Николай Богданов-Бельский.



По этим законам детям и прививались понятия о сыновнем и дочернем долге, уважение старости и понимание того, что семья — это основа основ. В каждом доме безоговорочным был авторитет родителей, которые были едины в своих взглядах на воспитание и обязанности своих отпрысков, а если разногласия и существовали, то никогда на людях ими не демонстрировались.

А еще по крестьянскому кодексу детям предписывалось «хранить честь смолоду», что значило -"учиться, трудиться, быть честным, уважать старших".

Воспитание мальчиков и приобщение их к труду

Пастушки. (1903). Автор: Владимир Маковский.

Пастушки. (1903). Автор: Владимир Маковский.



Как правило, мальчиков воспитывали строже нежели девочек, да и требования к ним были куда выше. Ведь именно они должны были стать достойными мужьями, способными обеспечить пропитание и защиту своей семье. Поэтому мальчиков сызмальства переводили в мужскую трудовую сферу, и в семилетнем возрасте они в полной мере постигали основы крестьянского труда. Они умело ухаживали за скотиной, ездили верхом на лошадях, помогали в поле при уборке урожая.

Семья на сенокосе. Автор: Владимир Маковский.

Семья на сенокосе. Автор: Владимир Маковский.



Работа на земле считалась на Руси одним из основных видов трудовой деятельности, позволяющей прокормить семью, поэтому овладев навыками земледелия, подросток получал основы полноценного мужского статуса и становился полноправным членом общества.

Семья в поле.

Семья в поле.



В русских деревнях на рубеже 19—20 столетия мальчики, вовлеченные в трудовую жизнь семейства, привлекались к присмотру за лошадьми: они задавали им корм, подносили воду, а летом гоняли на реку на водопой. С 5-6 лет сыновей обучали управлять лошадьми, сидя верхом. С 8-9 — учили запрягать и управлять, сидя и стоя в телеге. В этом же возрасте отроков посылали в ночное на выпас табунов.

 Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей. (1869). Автор: Владимир Маковский.

Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей. (1869). Автор: Владимир Маковский.



В некоторых регионах России, где практиковалась охота, мальчишки обучались у старших азам охотничьего промысла: умели ставить "петли" на уток, стрелять из лука, ловить сусликов, колонков. А сбывая добычу заезжим купцам, они имели первые собственные деньги, которые могли потратить на свои нужды.

«Птицелов». Автор: В. Г. Перов.

«Птицелов». Автор: В. Г. Перов.


Птичьи враги. Автор: Алексей Корзухин.

Птичьи враги. Автор: Алексей Корзухин.



Не маловажным промыслом в деревнях была рыбалка. Практически каждый мальчишка умел хорошо рыбачить, и особо важным предметом гордости была первая пойманная рыба.

 Рыбачки. (1886). Автор: Владимир Маковский.

Рыбачки. (1886). Автор: Владимир Маковский.


На рыбалке. Автор: Василий Перов.

На рыбалке. Автор: Василий Перов.



В число промыслов входил и сбор лесных ягод, грибов и кедровых орехов, к чему также были привлечены отроки.

Крестьянские мальчики.(1910). Автор: Николай Петрович Богданов-Бельский.

Крестьянские мальчики.(1910). Автор: Николай Петрович Богданов-Бельский.



А еще параллельно основам земледелия и промыслов мальчиков обучали первым навыкам ремесленничества. К примеру, необходимым умением считалось мастерить игрушки из разных материалов, плести корзины и короба, ну и, конечно же, лапти. Многие 6-7-летние мальчишки с усердием помогали своим отцам изготавливать мебель, упряжь для лошадей, и прочих необходимых в хозяйственных вещей.

Мальчик-механик. (1871). Автор: Максимов Василий.

Мальчик-механик. (1871). Автор: Максимов Василий.



К концу второй семилетки отрок должен был научиться делать топорище, вязать верши, запрягать лошадей, рубить хвою, драть кору, пасти скот, удить рыбу.

И, следовательно, в деревне для отроков бытовал неписаный кодекс поведения, по которому им запрещалось плакать. В этом возрасте они уже четко знали, что лежачего не бьют и, что двое на одного не нападают, и "что если уж побился об заклад, то слово надо держать".

 Деревенские мальчики. Автор: Николай Петрович Богданов-Бельский.

Деревенские мальчики. Автор: Николай Петрович Богданов-Бельский.



С 11-13 лет отец приучал сына к пахоте. Подросток перенимал все необходимые приемы работы в поле самостоятельно. Так как, постоянно следуя за отцом, он внимательно старался наблюдать за своим наставником. И обычно, на пороге совершеннолетия юноша мог управиться с пахотой сам, без посторонней помощи. А в 16-17 лет парень становился заменой отцу во всех работах по дому, в поле и на охоте.

После физического формирования мальчуган быстро становился юношей. И уже с богатым опытом в крестьянском труде и в ремесленничестве, он мог создавать полноценную семью и продолжать свой род.

Крестьянская свадьба.

Крестьянская свадьба.



И как бы удивились наши предки, узнав, что детский труд в наши дни во многих странах мира стал считаться одной из форм эксплуатации и, согласно конвенции №32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.

А ведь нашим прапрадедам такое и в голову не могло прийти. Они не могли себе позволить выпустить во взрослую жизнь своих потомков, тщательнейшим образом не подготовив их к жизни в обществе и не дав в руки основные навыки и умения к выживанию.
Источник: https://kulturologia.ru/

Голосовать +3
Просмотров: 444
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Подарки

Войти