17:42 03.06.2018
Виктор Старков опубликовал запись

Шуты и советники монархов: Известные карлики Средневековья на полотнах придворных художников

Известные карлики Средневековой Европы.

Карлики в Средневековой Европе были весьма популярны, а любовь к ним при итальянских дворах граничила с манией: кланы Феррари, Висконти, Медичи держали их при дворе огромное множество. Испанский двор короля Филиппа насчитывал больше сотни карликов, а французский двор Екатерины Медичи — около 80. Придворные же художники, изображая монархов, не забывали и об их любимцах. Они с особой симпатией относились к маленьким людям и, запечатлевая на своих полотнах, проявляли искреннюю симпатию к ним. Весьма впечатляет история двойного портрета обнаженного лилипута Морганте кисти фламандца Аньоло ди Козимо, о которой далее — в обзоре.


  «Двор Мантуи». (1471-74гг.) Автор: Андреа Мантенья.

«Двор Мантуи». (1471-74гг.) Автор: Андреа Мантенья.



Непременным атрибутом монарших дворов средневековой Европы были шуты и карлики, которые служили забавой для вельмож и королей. При том их роль при правящих дворах и аристократических семьях была необыкновенно важна.

Андреа Мантенья.  «Двор Мантуи». (1471-74гг.) Фрагмент. Автор: Андреа Мантенья.

Андреа Мантенья. «Двор Мантуи». (1471-74гг.) Фрагмент. Автор: Андреа Мантенья.



Так, карлики-шуты могли говорить то, что хотели и когда хотели — это была их привилегия. Они были приближенными и чрезмерно преданными своим господам, поэтому им сходили с рук все их проделки и речи, не всегда лицеприятные и наполненные едким сарказмом. Были карлики, выполнявшие и другие обязанности. Так, к примеру, одни были звонарями, другие — трубили в рожки на турнирах, третьи были актерами и музыкантами. А некоторые из них служили пажами, посыльными, поверенными, а иногда им приходилось быть шпионами, чтобы предотвращать разного рода интриги.

История двойного портрета

 «Двойной портрет карлика Морганте». Автор: Аньоло ди Козимо (Бронзино).

«Двойной портрет карлика Морганте». Автор: Аньоло ди Козимо (Бронзино).



Весьма интересна история двойного портрета, написанного флорентийским живописцем Аньоло ди Козимо (Бронзино) (1503-1572), придворным художником Медичи. На портрете изображен обнаженный карлик по имени Морганте, являющийся самым знаменитым из пяти карликов при дворе Медичи в Палаццо Питти. Он появился при дворе Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского, около 1540 года.

Карлик обладал незаурядным умом, был образован и чрезмерно добр. Как и большинство маленьких людей, он страдал врождённой хондродистрофией. По истечении 15 лет службы Морганте был облагодетельствован дворянским титулом, землей и правом на женитьбу. К тому же карлик был чрезвычайно предан своему властелину и поэтому ему была оказана честь сопровождать его в дипломатических поездках. Однако, невзирая на все свои привилегии, Морганте регулярно подвергался унижениям самого разного рода и даже физическому насилию.

 «Портрет карлика Морганте». (Часть 1). Автор: Аньоло ди Козимо (Бронзино).

«Портрет карлика Морганте». (Часть 1). Автор: Аньоло ди Козимо (Бронзино).



На портрете флорентийца Бронзино прослеживается мысль: "пусть он урод и шут, но он человек!" А сама трактовка образа в двойном изображении интересна тем, что художник показал: живопись, как и скульптура, может показать предмет с разных точек зрения.

 «Карлик по имени Морганте». Автор: Аньоло ди Козимо (Бронзино).

«Карлик по имени Морганте». Автор: Аньоло ди Козимо (Бронзино).



Однако в первозданном виде этот портрет просуществовал около двух веков. А в 18 столетии, по приказу блюстителей нравственности, фигура Морганте была стыдливо зарисована виноградными листьями и гроздьями, "превратившими его в подобие Бахуса".

 «Портрет карлика Морганте».(Часть 2). Автор: Аньоло ди Козимо (Бронзино).

«Портрет карлика Морганте».(Часть 2). Автор: Аньоло ди Козимо (Бронзино).



И лишь в 2010 году итальянские реставраторы вернули полотну первоначальный вид. Мы видим великолепного карлика Морганте, изображенного во всей своей мужской красе и спереди, и сзади. На одной стороне картины "он позирует с охотничьей совой, а на другой стороне охотник сжимает в руке трофей — пойманных птиц".

Карлики Диего Веласкеса и других европейских художников

 «Менины». Автор: Диего Веласкес.

«Менины». Автор: Диего Веласкес.



Будучи придворным живописцем при испанском дворе, Веласкес неоднократно писал портреты карликов. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию произведений посвященную маленьким людям, «обиженным» природой. Однако ни на одном потрете мы не видим ни тени насмешки, ни брезгливости, ни чрезмерного сочувствия — просматривается лишь неподдельная нежность и симпатия, что делает честь автору.

  «Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра». Автор: Диего Веласкес.

«Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра». Автор: Диего Веласкес.



Самым впечатляющим из веласкесовской "галереи уродцев" считается портрет карлика Себастьяна де Морра, во взгляде которого просматривается столько силы и мрачного отчаяния. Себастьян страдал остеохондродисплазией, вследствие чего в его организме был нарушен рост хрящевых и костных тканей. Зато умственные и сексуальные способности были у карлика незаурядными. Основываясь на свидетельства очевидцев, де Морра был на редкость умным, ироничным человеком, отличавшимся "феноменальной физической силой и любвеобильностью".

 «Придворный карлик Франсиско Лескано». Автор: Диего Веласкес.

«Придворный карлик Франсиско Лескано». Автор: Диего Веласкес.



Придворный карлик Франсиско Лескано — несчастный человек, страдающий по всем признакам — болезнью Дауна. Он принадлежал принцу Балтазару Карлосу и умер 22-летнем возрасте.

 «Эль Примо». Автор: Диего Веласкес.

«Эль Примо». Автор: Диего Веласкес.


Карлик, изображенный с книгой в руках, по прозвищу Эль Примо, будучи весьма образованным, занимал должность при королевской канцелярии, писал стихи. А еще об Эль Примо упоминается в драматической истории, в которой за любовную связь с ним ревнивец-муж убил свою жену.

«Придворный карлик с собакой». Автор: Диего Веласкес.

«Придворный карлик с собакой». Автор: Диего Веласкес.


 «Принц Бальтазар Карлос с карликом». Автор: Веласкес Диего.

«Принц Бальтазар Карлос с карликом». Автор: Веласкес Диего.


 «Карлица Еухения Мартинес Вальехо одетая».(1680). Автор: Хуан Кареньо де Миранда.

«Карлица Еухения Мартинес Вальехо одетая».(1680). Автор: Хуан Кареньо де Миранда.


  «Карлица Еухения Мартинес Вальехо обнаженная». (1680). Автор: Хуан Кареньо де Миранда.

«Карлица Еухения Мартинес Вальехо обнаженная». (1680). Автор: Хуан Кареньо де Миранда.


 «Карлица Игнасия». Автор: Игнасио Сулоага .

«Карлица Игнасия». Автор: Игнасио Сулоага.


 «Портрет карлика с датским догом Раро». Автор: Карел ван Мандер.

«Портрет карлика с датским догом Раро». Автор: Карел ван Мандер.


 «Портрет карлика». (1616). Автор: Хуан ван дер Амен.

«Портрет карлика». (1616). Автор: Хуан ван дер Амен.


  «Карлик Мичо». Автор: Juan Carreno de Miranda

«Карлик Мичо». Автор: Juan Carreno de Miranda


«Станислав, карлик кардинала Гранвелы». (1560г.) Автор: Antonio Moro.

«Станислав, карлик кардинала Гранвелы». (1560г.) Автор: Antonio Moro.



Из века в век на земле по-прежнему рождаются маленькие люди.

*
Источник: https://kulturologia.ru/

Голосовать +2
Просмотров: 238
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Подарки

Войти