18:29 16.09.2018
Виктор Старков опубликовал запись

Возникновение казачества: Как пришлые кочевники черкасы создали Запорожскую Сечь

Воинственные кочевники принесли с собой свои обычаи./Фото: img.yandex.ru

Загадочных черкасов считают прародителями казаков. По мнению большинства историков, казачество бы просто могло не появиться без их самобытной культуры степняков. Влияние на славян они оказали колоссальное, вплоть до того, что множество украинских и русских фамилий сегодня так или иначе имеют отношение к черкасам. А также названия крупных городов и населенных пунктов.


Воинственные кочевники: как черкасы стали казаками

Художник Васильковский С. И. «Казак в степи»./Фото: art-catalog.ru

Художник Васильковский С. И. «Казак в степи»./Фото: art-catalog.ru



Происхождение слова «черкасы» до конца не выяснено. Согласно одной из версий, оно происходит от тюркского чири киши или чири киси, что можно перевести как «люди армии» или «люди силы». Иными словами, воинственный или вооруженный народ, внушавший уважение соседям и врагам. Некоторые полагают, что «черкасы» – одно из названий хазар, кто-то считал их потомками татар или неславянских племен.

Как бы там ни было, черкасы (также встречаются варианты черкесы и черкясы) в XVI–XVIII веках занимали прочное место на исторической сцене, а отдельные упоминания о них можно найти и гораздо раньше. Со второй половины XVI века черкасами стали называть расселившихся в Причерноморье казаков, и эти понятия сделались взаимозаменяемыми синонимами.

Именно черкасам (согласно наиболее распространенной версии) обязан своим названием город Черкассы, на месте которого когда-то были казацкие поселения. В летописях также можно найти упоминания о «черкесах», составлявших личную дружину Мстислава Удалого, князя Тмутараканского и Черниговского. Татищев считал первых казаков выходцами с Кавказа, потомками «горских черкес», Карамзин возводил их происхождение к тюркским племенам торков и берендеев (в свою очередь считавшихся наследниками исчезнувших скифов). По его мнению, русские переселенцы, бежавшие в поисках воли на юг, смешивались с местным населением, образуя, по сути, новый народ, «который сделался совершенно Русским».

Укрепления Запорожской сечи./Фото: photohost.ru

Укрепления Запорожской сечи./Фото: photohost.ru



Действительно, в период XIV–XV веков в результате массовых миграций происходит активное заселение земель вдоль Днепра, вследствие чего этот регион даже получает название Черкасия (или Черкесия, в ином написании). Возникшая здесь своеобразная вольница привлекала людей благодаря отсутствию зависимости от какого-либо конкретного правителя, свободными порядками и возможностью военных походов в Крым или даже Турцию.

Карамзин описывал живущих тут казаков-черкасов как «людей, говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру, а в лице своем представляющих смесь Европейских с Азиатскими чертами; людей неутомимых в ратном деле, природных конников и наездников, иногда упрямых, своевольных, хищных, но подвигами усердия и доблести изгладивших вины свои». Казацкие укрепленные поселения в низовья Днепра назывались кошами (слово «кош» тюркского происхождения и означает место стоянки, сходного происхождения слово «кочевник»), их жители занимались такими промыслами как охота и рыболовство, а также разводили пчел. Казаки называют себя «Войском Запорожским», а столицей этого войска становится Запорожская Сечь.

Христианская республика на берегах Днепра

Художник Йозеф Брандт. «Запорожский рыцарь»./Фото: i.pinimg.com

Художник Йозеф Брандт. «Запорожский рыцарь»./Фото: i.pinimg.com



Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков, а всего историки насчитывают до 8 сменявших друг друга «сечей», бывших ее центрами в разное время. По сути, эта совокупность укрепленных поселений представляла собой военную республику, причем республику в первую очередь христианскую. Главным занятием казаков была и оставалась оборона южных земель от татар и турок, противостояние экспансии Крымского ханства. И если этнический состав казачества оставался довольно пестрым (национальная принадлежность не играла роли при принятии в войско, к тому же казаки нередко женились на захваченных в походах женщинах), православная вера была столь же необходима запорожцу, как и умение владеть оружием.

Столицу казацкой республики окружал высокий вал с частоколом и срубными башнями, на которых были установлены пушки. Любопытно, что слово «Сечь» имеет тот же корень, что и «высекать», «засека», то есть обозначает деревянное оборонительное сооружение. В центре поселения располагалась площадь, на которой стояла церковь, рядом располагался рынок, школа, военные и хозяйственные постройки, а также дома старшины. Церковные школы были при всех действующих храмах Сечи, причем изучение Священного Писания было обязательным.

Рада запорожских казаков. Гравюра XVIII века./Фото: bigenc.ru

Рада запорожских казаков. Гравюра XVIII века./Фото: bigenc.ru



Примечательно, что существовал своеобразный неофициальный свод требований, которым должен был соответствовать любой, кто желал быть принятым в ряды запорожцев. От кандидата требовалось следующее:

— быть вольным и неженатым. Происхождение и социальное положение роли не играли, но лично несвободным людям (например, холопам) путь в казаки был заказан.
— православное вероисповедание и знание молитв. Запорожцы принимали к себе даже турок, татар и иудеев, но с условием креститься в православную веру.
— умение говорить «казацким языком».
— обладание военными навыками и соответствующей подготовкой.

Как правило, новичкам давали «казацкие» прозвища (например, Лисиця, Не-пий-пиво и тому подобное), которые впоследствии становились фамилиями.

Запорожских казаков продолжали называть «малороссийскими черкасами» вплоть до XVIII века (позднее употреблялось уже собственно наименование «казаки»). Корень «черкас» или «черкес» и сейчас можно найти во множестве русских и украинских фамилий (Черкасов, Черкащенко, Черкалин и т.д., а также княжеский род Черкасских), многочисленных населенных пунктах на территории обоих государств; в Кремле существовал Черкасский двор (или двор Черкасских, по фамилии владельцев), можно вспомнить еще Большой и Малый Черкасские переулки Москвы… Список получится весьма внушительным. А завезенная с Кавказа черкеска приглянулась не только казакам: ее с удовольствием носили русские военные вообще. Барон Врангель, которого во время Гражданской войны называли «черным бароном», обязан этим прозвищем как раз повседневной черкеске черного цвета.

На службу Российской империи

Черноморский казак./Фото: 3.bp.blogspot.com

Черноморский казак./Фото: 3.bp.blogspot.com



В Российской империи всегда ценили казаков за их высокие военные качества. Запорожские казаки принимали участие в русско-турецкой войне в составе армии Румянцева, а после ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году по указу Екатерины II в их судьбе принимает непосредственное участие князь Потемкин. Благоволивший казакам со времени крымских походов, он добивается у императрицы создания нового военного образования – Войска Верных Запорожцев (в противовес Задунайской Сечи, созданной после роспуска Запорожской на территории Турции и формально подчинявшейся турецкому султану). Казацкие части под теми или иными названиями участвовали практически во всех войнах, которые вела Российская империя, казачьи полки существовали в русской гвардии, казацким был и охранявший царя Собственный Его Императорского Величества Конвой.

.
Источник: https://kulturologia.ru/

Голосовать +2
Просмотров: 49
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Подарки

Войти