17:28 09.11.2018
Виктор Старков опубликовал запись

Шляпы с французским акцентом: Как возникли шапокляки, канотье, клош и почему Париж называют Панамой

Тысячи лет назад возникли головные уборы — как способ защититься от холода и солнечных лучей. А сделать шляпы и шляпки изысканными и запоминающимися, удобными и практичными — задача, с которой блестяще справляется на протяжении веков французская мода, неизбежно распространяющаяся по Европе, а за ней — по всему миру.


От древности к европейской шляпной моде Средних веков



У истоков возникновения головных уборов стоят платки, которыми покрывали голову еще древние египтяне: полосатый «немес» с синими полосами предназначался для фараонов, жрецы и другие подданные носили клафты, платки, плотно охватывающие голову и окрашенные в зависимости от статуса их хозяина. Древние греки в походах использовали шляпы петасос.




Именно этот головной убор стал основой для всех появившихся позже шляп и шляпок, история которых насчитывает уже десятки веков и сотни, а то и тысячи наименований.

В период Средневековья моду на головные уборы едва ли можно назвать разнообразной. Часто роль шляп выполняли капюшоны, которые со временем превратились в некоторое подобие тюрбана с украшениями-фестонами – шаперон.




Шапероны носили и мужчины, и женщины, правда, способ сооружения и ношения этих головных уборов и их цвет варьировались. Интересно, что в качестве одного из обвинений Жанны дАрк фигурировал тот факт, что она носила черный шерстяной шаперон и снимала его в церкви, то есть вела себя по-мужски.

Изабелла Баварская

Изабелла Баварская



С XIV века благодаря королеве Изабелле Баварской стали входить в моду атуры, или эннены – высокие женские шляпы в форме конуса или цилиндра, без полей, сооружаемые с помощью китового уса, накрахмаленного льна и поверх него – дорогих шелковых тканей. Женщины убирали волосы под эннен, а выбивавшиеся пряди было принято выстригать и выбривать. Высота таких аксессуаров могла достигать одного метра, и при входе в помещение дамам приходилось приседать.



Шляпы мушкетеров и прекрасных дам


Э. Мессонье. Игра в пикет

Э. Мессонье. Игра в пикет



Позже пришла пора широкополых шляп – вероятно, потому, что в европейских городах практиковался обычай выливать нечистоты из окна, а улицы были слишком узкими. Как бы то ни было, с XVII века шляпы занимают особое место в гардеробе – тульи украшаются перьями, пряжками из драгоценных металлов и даже бриллиантами, а приветствие превращается в изящный ритуал со снятием шляпы и совершением ею определенных движений.




Края полей шляпы нередко поднимали и прикрепляли к тулье. Женщины носили дома чепцы, а на выход – широкополые шляпы, украшенные плюмажем.
Веяния моды порой определял случай – так, однажды на охоте фаворитка Людовика XIV Анжелика де Руссиль-Фонтанж подвязала волосы куском кружева – прическа и своеобразный головной убор так понравились королю, что вскоре все дамы при дворе освоили новый образ, а кружевной чепец приобрел с тех пор название «фонтанж».

Ж. Каро. Служанка

Ж. Каро. Служанка



У мужчин вошел в моду обычай подкалывать поля фетровых шляп с двух, а затем и с трех сторон – это обеспечивало больший комфорт во время военных действий и на охоте, и дворяне стали носить треуголки.

Ж.Б. Кольбер. Людовик Четырнадцатый

Ж. Б. Кольбер. Людовик Четырнадцатый



Постепенно конструкция шляп, как женских, так и мужских, усложнялась, вместе с объемными париками, введенными во французскую моду королевой Марией-Антуанеттой, появились и замысловатые способы украшать шляпы – в том числе специальными механизмами, приводящими в движение фигурки бабочек и птиц.

Готье-Даготи. Мария-Антуанетта

Готье-Даготи. Мария-Антуанетта



На рубеже XVIII и XIX веков возникли и двууголки, чей внешний вид ассоциируется прежде всего с Наполеоном, хотя головной убор императора шили по особому проекту мастером Пупаром, причем идея покроя шляпы принадлежала самому Бонапарту.

Ш. де Штейбен. Восемь шляп Наполеона

Ш. де Штейбен. Восемь шляп Наполеона



Начало XIX века подарило миру высокие шляпы с плоским верхом – цилиндры. Французы отличились и тут – шляпник Антуан Жибюс вместе с братом Габриэлем разработал шапокляк – складной цилиндр, с которым было удобно заходить в помещение и смотреть спектакли, ведь шляпа после хлопка становилась плоской, не занимала места и ее можно было носить под мышкой. Шляпа-шапокляк пользовалась популярностью с тридцатых годов XIX века до первой мировой войны.

Фрагмент картины Э. Делакруа "Свобода, ведущая народ"

Фрагмент картины Э. Делакруа "Свобода, ведущая народ"



Куда более демократичными и распространенными были кепки под названием «гаврош» — по имени героя романа Виктора Гюго «Отверженные». Сами кепки, как и береты, послужившие для гавроша прообразами, были знакомы человечеству уже давно, еще со времен этрусков, но французы на то и французы, чтобы придать шарм и вдохнуть новую жизнь в ставшие уже классическими вещи. Гавроши носили и мужчины, и женщины – эти объемные мягкие головные уборы с коротким козырьком, часть экипировки парижских уличных мальчишек XIX века – не выходят из моды и в настоящее время.

Э. Мане. В лодке

Э. Мане. В лодке



Очень популярны были и канотье – мужские соломенные шляпы жесткой формы с узкими полями. Поначалу этот фасон нашел распространение среди спортсменов-гребцов, но вскоре канотье уже носили повсюду. Среди женщин, любивших этот вид шляп, оказалась и французская законодательница моды Коко Шанель.

Шляпы и шляпки XX века



А другая модистка, Каролин Ребу, создала шляпку, ставшую символом моды двадцатых-тридцатых годов прошлого века – клош.

Ж.-Э. Вюйар. Женщина в синей шляпке

Ж.-Э. Вюйар. Женщина в синей шляпке



Название – от слова «колокольчик» — как нельзя лучше описывало новую модель: плотно облегающая голову шляпка из мягкой фетровой ткани, низко надвинутая на лоб. Специально «под клош» делали короткую стрижку «Итон», а лента на шляпке несла дополнительную информацию – например, яркий бант говорил о том, что владелица этого головного убора интересуется новыми знакомствами, плотный же узел олицетворял прочный замужний статус дамы.

Ж.Б. Грез. Портрет женщины в шляпе

Ж. Б. Грез. Портрет женщины в шляпе



Вообще, начиная со второй половины девятнадцатого века французская мода на шляпы и особенно шляпки напоминает калейдоскоп – возникают десятки и даже сотни новых фасонов, стремительно набирающих популярность и так же стремительно уходящих в небытие. «Биби», «ветреница», «кибитка», шантеклер, таблетка – уже не выполняющие, как правило, никаких практических функций, а служащие лишь цели украшать своих обладательниц, остались на страницах истории французского искусства кутюрье.

Г. Климт. Дама в шляпе и боа из перьев

Г. Климт. Дама в шляпе и боа из перьев



Любопытно при этом, что сам Париж на арго называется Панамой – так же, как и головной убор, ведущий происхождение от национальной соломенной шляпы Эквадора – токильи. Версий об истории этого прозвища столицы моды несколько, но чаще всего упоминается та, что связана со строительством в начале XX века Панамского канала, соединившего Тихий океан с Атлантическим. Именно во время этих масштабных работ, привлекших десятки тысяч рабочих со всего мира, токильи были оценены по достоинству и приняты парижским модным сообществом.

Токилья

Токилья

.

Источник: https://kulturologia.ru/

Голосовать +4
Просмотров: 104
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

1
Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Подарки

Войти