17:23 08.12.2018
Виктор Старков опубликовал запись

Пимен Орлов: Как подмастерье маляра стал учеником Брюллова и одним из лучших европейских портретистов

История русского искусства знает немало имен живописцев, вышедших из простого народа. Один из таких — гениальный русский портретист Пимен Никитич Орлов, выходец из крестьян, который благодаря упорству и самообразованию смог поступить в Императорскую Академию Художеств, стать лучшим учеником Карла Брюллова, прожить всю жизнь за границей и снискать мировую славу и себе и отечеству.


Автопортрет.(1851год). Автор: П. Орлов.

Автопортрет.(1851год). Автор: П. Орлов.



Пимен Орлов (1812-1865) родом из глухого хутора Воронежской губернии. Отец одаренного мальчика был мельником, и на жизнь ему приходилось добывать средства на жизнь тяжким трудом. Поэтому и мечтал он, что сын, когда вырастет, станет ему помощником. Но с раннего детства у Пимена очень сильно проявилась тяга к рисованию, и ни о какой другой профессии он думать не хотел. Бедные родители, к сожалению, не в состоянии были дать сыну художественное образование. Поэтому совсем юным, Пимен Орлов покидает отчий дом и идет в подмастерье к бродячему маляру-художнику, который ходил из селения в селение, художеством зарaбaтывая себе на жизнь.

Портрет итальянского мальчика-пастуха с флейтой. Автор: П.Орлов.

Портрет итальянского мальчика-пастуха с флейтой. Автор: П.Орлов.



Нужно отметить, что по тем временам малярами называли не только обычных красильщиков, но и художников-самоучек, которые нередко расписывали сельские церквушки, выполняли декоративную роспись в хоромах помещиков, а также писали их портреты.

К такому мастеру и прибился Пимен, странствуя с которым, быстро приобрел навыки в рисовании. А желание совершенствоваться заставило будущего художника сменить не одного такого учителя-самоучку. И пройдет не так много времени как Орлов уже сам сможет брать заказы на выполнение икон и живописных портретов местных богачей.

«Портрет неизвестной в придворном русском платье». Эрмитаж. Автор: П.Орлов.

«Портрет неизвестной в придворном русском платье». Эрмитаж. Автор: П.Орлов.



А однажды посчастливилось будущему художнику познакомиться с предводителем дворянства помещиком Гладким. И, как известно, случайных встреч не бывает, а эта была особенно значимой в жизни Пимена. Богач, увидев его работы, решил помочь юному дарованию, отправив в Санкт-Петербург и оплатив образование в Академии художеств. Воистину это был царский подарок судьбы — сбылась мечта бедного деревенского парня.

Портрет итальянской девочки-пастушки с бубном. Автор: П. Орлов.

Портрет итальянской девочки-пастушки с бубном. Автор: П. Орлов.



Повезло Пимену и с преподавателем в академии — сам Карл Брюллов был его наставником. И уже спустя два года студент Орлов был награжден первой серебряной медалью за достижения в портретной живописи.

Софья Васильевна Орлова-Денисова. Автор: П. Орлов.

Софья Васильевна Орлова-Денисова. Автор: П. Орлов.



И нужно сказать, что выбор жанра был не случаен. Портретная живопись Брюллова в середине 19 столетия имела большой успех и ценилась очень высоко. И многие коллеги живописцы, в том числе и ученики, подражая великому мастеру, писали в его манере. Пимен Орлов также не был исключением. Впитывая знания словно губка, он быстро перенял стиль и манеру учителя в портретном жанре и имел достаточно солидные заказы от знатных господ Петербурга. Это и позволило бедному художнику в студенческие годы иметь деньги на вполне сносное существование.

«Напутствие великого князя Михаила Тверского». (1847 год). Тверская картинная галерея. Автор: П. Орлов.

«Напутствие великого князя Михаила Тверского». (1847 год). Тверская картинная галерея. Автор: П. Орлов.



К 1837 году Пимен Никитич заканчивает академию, получив при выпуске серебряную медаль первой степени и звание свободного художника. А спустя четыре года ему представилась возможность поехать за границу, для изучения мирового искусства. Поселившись в Риме, трудолюбивый мастер очень быстро приобретает популярность художника жанровых картин, а также талантливого портретиста.

«Итальянка с цветами». (1853 год). Иркутский художественный музей. Автор: П. Орлов.

«Итальянка с цветами». (1853 год). Иркутский художественный музей. Автор: П. Орлов.



Он пишет картины в традиционном итальянском стиле классицизма, в котором преувеличивалась и красота в изображении персонажей, и самой окружающей обстановки. А постоянные заказы от местных состоятельных людей были очень важны для художника, потому как портреты по-прежнему были основным источником его дохода. И лишь спустя несколько лет по приезду в Рим, художнику была назначена правительством Николая I пенсия в размере 300 рублей в год.

Портрет великой княгини Анны Павловны. Автор: П. Орлов.

Портрет великой княгини Анны Павловны. Автор: П. Орлов.



И художник из года в год отправлял на родину свои работы, за которые и получил в 1857 году звание академика портретной живописи. Трудясь не покладая кистей, кропотливо прописывая до мельчайших деталей свои полотна, у живописца проявилось заболевание глаз. Это и послужило причиной того, что в назначенный срок отъезда домой, он решил не возвращаться в Россию. Правление Академии художеств дало свое разрешение на дополнительный срок пребывания за границей, и художник, прожив в Италии еще 16 лет, там и умер.

Творческое наследие П. Н. Орлова

«Неаполитанка». (1839 год). Херсонский художественный музей. Автор: П.Орлов.

«Неаполитанка». (1839 год). Херсонский художественный музей. Автор: П.Орлов.



Картины Пимена Орлова, снискавшие признание современников, выполнены в лучших традициях русской и итальянской классической живописи. Мягкий, мастерски подобранный колорит, эффектность освещения, тщательная проработка деталей являются художественным почерком мастера. Основная часть его произведений — реалистичные портреты, и жанровые сцены из жизни римлян. Хотя есть у Орлова полотна исторической тематики и пейзажного жанра.

Убийство Михаила Тверского. Автор: П.Орлов.

Убийство Михаила Тверского. Автор: П.Орлов.


«Портрет Марии Аркадьевны Бек». (1839 год). Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.

«Портрет Марии Аркадьевны Бек». (1839 год). Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.



Львиная доля творений Пимена Никитича после его смерти так и осталась в Италии,
но высоко ценились работы мастера и в России. Так, картины «Молодая римлянка у фонтана», «Итальянское утро» были куплены самим императором Николаем I, а множество других стали достоянием отечественных коллекций и музеев.

«Октябрьский праздник в Риме». (1851 год). Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.

«Октябрьский праздник в Риме». (1851 год). Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.


Портрет А.В.Третьякова. (1851 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: П.Орлов.

Портрет А. В.Третьякова. (1851 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: П.Орлов.


Портрет молодой итальянки. Автор: Пимен Орлов.

Портрет молодой итальянки. Автор: Пимен Орлов.


А.И.Лорис-Меликов с женой и итальянским мальчиком. Автор: П.Орлов.

А. И.Лорис-Меликов с женой и итальянским мальчиком. Автор: П.Орлов.


Портрет девушки с веером. (1859 год). Автор: П.Орлов.

Портрет девушки с веером. (1859 год). Автор: П.Орлов.


«Групповой портрет сестер: писательницы графини Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир, художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной и Евдокии Васильевны Петрово-Соловово». (1847 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.

«Групповой портрет сестер: писательницы графини Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир, художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной и Евдокии Васильевны Петрово-Соловово». (1847 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: П. Орлов.


Девушка-итальянка, полощущая белье. (1848 год). Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей. Автор: П.Орлов.

Девушка-итальянка, полощущая белье. (1848 год). Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей. Автор: П.Орлов.



В нынешнее время художественное наследие художника через аукционы разошлось по частным собраниям западноевропейских коллекционеров.
Источник: https://kulturologia.ru/

Голосовать +2
Просмотров: 184
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Март
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Подарки

Войти