17:47 04.02.2019
Виктор Старков опубликовал запись

Какие загадки зашифровал в своих картинах Флемальский мастер: Мышеловка, утерянные фрагменты и зеркала из чужих картин

Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти принадлежит каждое из его творений, приходится отвлекаться на многочисленные детали, очень реалистичные, но порой загадочные. Становится очевидным: кем бы ни был автор, создавший эти произведения, он, безусловно, гений.


Кем был Флемальский мастер?


Дж. да Милано "Поклонение". Таким был живописный стиль в Европе за сто лет до Флемальского мастера

Дж. да Милано "Поклонение". Таким был живописный стиль в Европе за сто лет до Флемальского мастера



В коллекциях живописных работ XV века искусствоведы выделяют особую группу – в нее входят произведения, ставшие основой для развития нидерландской живописи и явно принадлежащие кисти одного художника или представителям единой школы. Эти шедевры вплоть долгое время считались написанными неизвестным автором, которого называли Флемальским мастером. Термин появился благодаря названию местности – Флемаль – откуда прослеживалось происхождение работ. В некоторых источниках указывали «Флемальское аббатство», которого в действительности не существовало – очевидно, таким нехитрым способом продавец пытался повысить ценность картины.

Главной отличительной особенностью работ Флемальского мастера был более смелый и прогрессивный подход к изображению сюжетов на библейские темы, чем господствовал в Европе средневековой поры. Установленный период создания этих произведений – с 1410 по 1440 годы, вместе с большим количеством более поздних копий, давали основания предположить, что именно Флемальский мастер стал новатором, родоначальником традиций, которые были подхвачены другими мастерами и развились в целое направление нидерландской живописи.

Р. Кампен "Благовещение"

Р. Кампен "Благовещение"



В начале XX века бельгийский историк искусства Жорж Юлен де Лоо высказал версию, что произведения Флемальского мастера были созданы Робером Кампеном, успешным и популярным фламандским художником, владельцем большой художественной мастерской в городе Турне.

Робер Кампен родился в 1378 году и стал одним из самых ярких представителей Раннего Возрождения. На его творчество оказал большое влияние Ян ван Эйк, с которым Кампен, по-видимому, был знаком лично. Поскольку большинство обнаруженных работ Флемальского мастера выполнены красками нового для того времени, улучшенного состава, можно предположить, что и это усовершенствование было следствием знакомства с ван Эйком, который вошел в историю в том числе благодаря своим экспериментам в области химии и выведением формулы для получения масляных красок.

Ж. Даре "Поклонение волхвов"

Ж. Даре "Поклонение волхвов"



Робер Кампен считался одним из первых портретистов в Европе, а его стремление к демократичности, внимание к деталям и тщательная, подробная их проработка быстро принесли ему и славу, и заказчиков, и учеников. В числе последователей стиля Кампена были Рогир ван дер Вейден и Жак Даре, каждому из которых рядом исследователей приписывается авторство фрагментов работ Флемальского мастера или даже произведений целиком. Большинство искусствоведов признают автором работ Флемальского мастера именно Кампена.

Новаторство в живописи



Один из шедевров живописи XV века – алтарь Мероде, названный так по имени семейства, в чьей собственности произведение находилось до Второй мировой войны.

Флемальский мастер. Алтарь Мероде

Флемальский мастер. Алтарь Мероде



Алтарь представляет собой триптих, на левой створке изображены коленопреклоненные донаторы, на правой – Святой Иосиф в мастерской плотника. Центральная часть посвящена сюжету «Благовещение». Вопреки устоявшимся многовековым канонам изображения Девы Марии, здесь действие происходит в домашней обстановке, среди предметов, характерных для интерьера мелкобуржуазного дома, а сама Богородица показана читающей книгу (за чтением Кампен и его ученики изображали персонажей и на других полотнах).

Фрагмент левой створки алтаря Мероде

Фрагмент левой створки алтаря Мероде



Каждая деталь произведения приковывает внимание и заставляет рассматривать, сравнивать, угадывать – например, в узорах на кувшине можно предположить зашифрованный текст, возможно, подпись автора. Большой шаг в развитии живописи – в достижении эффекта уюта, гармонии, естественности в доме, который изображен на холсте. Важным шагом стала и тщательная проработка фона, детализированное изображение пейзажей на дальнем плане – даже проплывающие в небе облака создают ощущение объема, вытягивая пространство.

Предметы, которые художник поместил в интерьер мастерской Иосифа, притягивают внимание своей не привычной для библейских сюжетов реалистичностью, правая створка алтаря Мероде даже получила неофициальное название «Мастер с мышеловкой».
Критики версии о том, что алтарь Мероде создан Кампеном, указывают на некоторые несовершенства и ошибки при создании перспективы, а проводя аналогию с «Читающей Магдалиной» ван дер Вейдена, можно предположить его причастность к созданию алтаря.

Р. ван дер Вейден "Читающая Магдалина"

Р. ван дер Вейден "Читающая Магдалина"


Другие произведения Флемальского мастера



Другим шедевром Флемальского мастера считается диптих Троица, хранящийся в российском Эрмитаже. Правая створка – «Мадонна с младенцем у камина», которая сочетает и традиционные для средневековья детали – как протянутая к камину рука, символизирующая январь, так и новаторские приемы – например, изображение двойной тени, от разных источников света. А одеяло, лежащее на коленях Марии, выполняет совершенно определенную задачу – создать впечатление тепла и уюта в доме.

Флемальский мастер. Левая створка алтаря "Троица"

Флемальский мастер. Левая створка алтаря "Троица"

Флемальский мастер. Правая створка алтаря "Троица

Флемальский мастер. Правая створка алтаря "Троица



Три створки Флемальского алтаря, которые с большой определенностью приписывается Кампену, изображает Святую Веронику, Богоматерь с младенцем и выполненную в технике гризайль Святую Троицу.

Флемальский мастер. Флемальский алтарь

Флемальский мастер. Флемальский алтарь



Интересно, что у ног обеих женщин изображена не обычная трава, а лечебные растения, применявшиеся в то время в медицине. Это неслучайно, ведь Вероника, женщина, что по преданию подала Христу плат по пути на Голгофу, считается покровительницей больных и увечных, а Дева Мария – защитницей всех страдающих. Настоящим прорывом в живописи было изображение этого куска ткани в виде тончайшего прозрачного материала, в следах складок, подчеркнуто легкого и воздушного. С точки зрения искусства XV века такое внимание к деталям было очень впечатляющим. Правая створка алтаря, Троица, изображенная в технике гризайль, градациями серого цвета, кажется скульптурой, настолько тщательно и натуралистично изображены фигуры.

Флемальский мастер. "Святая Троица", фрагмент Флемальского алтаря

Флемальский мастер. "Святая Троица", фрагмент Флемальского алтаря



Верльский алтарь, диптих, на котором изображена Святая Варвара и Троица, носит название по имени донатора – Генриха фон Верле. Именно он изображен на левой створке алтаря, коленопреклоненным, по обычаям того времени. Всего сохранились две боковые створки, центральная утеряна. Композиция вновь наполнена деталями, в которые невольно погружается зритель, и одним из привлекающих внимание элементов является, безусловно, выпуклое зеркало, знакомое по знаменитой картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Возможно, это дополнительный аргумент в пользу того, что автором произведения был действительно Кампен.

Флемальский мастер. Верльский алтарь

Флемальский мастер. Верльский алтарь



Флемальский мастер оказал серьезное влияние на всю нидерландскую живопись и по сути заложил основы традиций Северного Ренессанса – с его демократизмом, тщательным и внимательным отношением к деталям, помещением библейских сюжетов в привычную зрителю того времени домашнюю обстановку.
Тем не менее, в отсутствие писем и других документов, которые позволили бы с уверенностью приписать работы Флемальского мастера одному художнику, нельзя исключать, что эти полотна – не просто результат гения Кампена, но итог труда целой группы живописцев, сообща создававших в своей мастерской будущее европейского искусства.

Р. Кампен "Погребение Христа

Р. Кампен "Погребение Христа

*

Источник: https://kulturologia.ru/

Голосовать +4
Просмотров: 109
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Февраль
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28

Подарки

Войти